Воспитание в семье.

На этом занятии вы узнаете:
  1. Какие самые распространённые ошибки допускают современные родители.
  2. О чём мечтают современные дети, и как настроиться на одну волну с ребёнком.
  3. Как грамотно воспитывать ребёнка в первые годы жизни, какие ошибки могут негативно отразиться на характере.
  4. Как взаимодействовать с ребёнком, который не хочет ничего делать.

Вы научитесь:
  1. Грамотно выстраивать диалог с ребёнком, добиваясь поставленной цели.
  2. Мотивировать своего ребёнка на занятия и продуктивную учёбу.
  3. Предотвращать неуважение и капризы со стороны ребёнка .
  4. Оставаться вовлечённым в жизнь, интересы и цели своего ребёнка.

Это первое занятие курса Александра Князева «Счастливый ребёнок».
Приобрести полный курс
Видео
Практические задания
Занятие 1 - Тест
Начать
Нужно ли родителям с раннего детства прививать ребёнку понимание определённых норм и правил:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Подростки сегодня мечтают:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Если родители позволяли ребёнку делать абсолютно всё в раннем детстве, то, попав в детский сад или начальную школу, он:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Если ребёнок не хочет ничем заниматься и всё свободное время лежит перед телевизором, рационально сказать ему:
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Вулканическая» семья отличается:
Дальше
Проверить
Узнать результат
В семье «Третий лишний» ребёнок:
Дальше
Проверить
Узнать результат
В «Трудовой» семье можно часто услышать фразу:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Семья «Казарма» отличается:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы набрали мало баллов. Вам стоит более детально изучить материал. Обратите внимание на детали и нюансы. Повторно просмотрите видео к занятию.
Пройти еще раз
Вы обладаете некоторыми знаниями о принципах воспитания ребёнка. Однако для большей эффективности необходимо более детально изучить вопрос. 
Пройти еще раз
Вы неплохо разбираетесь в вопросе воспитания ребёнка. Однако необходимо понимать, что нет предела совершенству! Обратите внимание на незначительные, на первый взгляд, моменты.
Пройти еще раз
Вы отлично усвоили материал занятия! Так держать! Продолжайте в том же духе!
Пройти еще раз
Задание 2.
Обратить внимание на своего ребёнка.

Сегодня современные родители настолько поглощены карьерой, бытом, финансовыми вопросами, что буквально забывают о том, какой ребёнок растёт в их семье. Многие даже не задумываются на предмет способностей, задатков, отличительных черт и увлечений своего ребёнка. Родители часто пытаются развивать в своих детях те качества, которые являются социально приемлемыми, вне зависимости от потенциала конкретного ребёнка.

Для того чтобы грамотно спланировать взаимодействие с детьми, необходимо сначала обратить внимание отличительные черты ребёнка, понять его максимально глубоко и полноценно. Подумайте о нём, вспомните все ваши ожидания относительно его поведения, развития, воспитания. Вспомните, насколько эти ожидания реализовывались на практике.

Упражнение «Продолжи предложение»
Наша цель - сосредоточение внимания на личности ребёнка. Возьмите лист бумаги и постарайтесь завершить следующие предложения. Обдумывайте каждое из них. Постарайтесь вспомнить все отличительные черты вашего ребёнка. Подумайте о своём отношении к нему.


  1. Больше всего я ценю в ребёнке...
  2. Мой ребёнок...
  3. Я очень хочу...
  4. Я люблю своего ребёнка...
  5. Я уважаю ребёнка за то, что...
  6. По моему мнению, мой ребёнок...

Задание 3.
Теперь давайте попробуем сопоставить ожидание и реальность. Как вам кажется, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка? А как обстоят дела на практике? Предлагаем вам выполнить следующее несложное упражнение.

Упражнение «Экзамен»
Сделайте пару карточек со следующими незаконченными предложениями. Одну для себя, другую для своего ребёнка. Одновременно заполните их и сверьте ответы после.


Любимый цвет ребенка — ___________.
Любимый праздник ребенка — ___________.
Любимая еда ребенка — ___________.
Любимый школьный предмет ребенка — ___________.
Имя лучшего друга (подруги) ребенка — ___________.
Любимая песня ребенка — ___________.

После выполнения задания ответы сверяют.
На первый взгляд эти детали могут показаться незначительными, однако в глобальном смысле именно из таких мелочей и складывается комплексное понимание человека. Тем более, те вещи, которые для вас могут не играть существенной роли, для ребёнка порой оказываются очень важными и значимыми.
Задание 4.

Упражнение «Скажи наоборот»
Иногда родителям очень сложно противостоять капризам своих детей. Они постоянно сталкиваются с нежеланием учиться, заниматься домашними делами, выполнять дополнительные задания по учёбе. Но очень важно понимать, что умение мыслить позитивно, умение мотивировать и организовывать себя самостоятельно не даётся нам от рождения.
Поэтому предлагаем родителям вместе с ребёнком научиться формировать внутри себя позитивные убеждения.
На представленные образцы отрицательных выражений детей родители должны предложить положительные.

  • «Я не хочу идти в школу».
  • «В школе плохо».
  • «Я не буду слушаться в школе».
  • «Со мной там никто не дружит».
  • «Мне не с кем там играть».
Проговаривая положительные высказывания вслух, Вы учите ребёнка контролировать своё восприятие, направлять свои мысли в продуктивное русло. Следующим шагом поменяйтесь местами. Теперь вы говорите негативные фразы и просите ребёнка заменять их позитивными аналогами.
Задание 5. Мои стандарты
Вспомните собственное детство. Какие правила, стандарты и нормы были для вас наиболее важными и почему? Какие из них помогли вам адаптироваться к жизни, а какие, наоборот, мешали проявлять себя и свою индивидуальность? Попробуйте записать в блокноте по три примера «полезных» и «мешающих» стандартов из вашего опыта. Проанализируйте, как этот опыт влияет на ваш собственный подход к воспитанию.
Это задание нацелено на личную рефлексию, поэтому единственно правильного ответа нет. Цель — осознать, как собственный детский опыт формирует наши родительские установки. Важно увидеть, что стандарты не являются абсолютным злом или добром. «Полезные» стандарты — это те, что обеспечивают безопасность, социальную интеграцию и предсказуемость (например, правила гигиены, режим дня, уважительное общение). «Мешающие» стандарты — это те, что подавляют творчество, критическое мышление и уникальность личности, особенно если они избыточны или не соответствуют меняющейся реальности (например, жёсткие требования к внешнему виду, запрет на собственное мнение, слепое следование устаревшим традициям). Анализ должен подвести к выводу о необходимости разумного баланса: давать ребенку опору в виде ключевых правил, но оставлять пространство для развития его индивидуальности и способности выходить за рамки.
Задание 6. Культурный код ребенка
Проанализируйте, какие фильмы, мультфильмы, телешоу, игры и книги составляют основу досуга вашего ребенка. Выпишите 3-5 самых популярных у него произведений. Подумайте, какие ценности и модели поведения они транслируют. Формируют ли они представление о том, что успех достигается трудом и развитием качеств, или же продвигают идею «волшебного» пути к славе, где достаточно одного желания или счастливого случая?
Цель этого задания — критически оценить информационное поле, в котором живет ребенок. Ответ должен содержать анализ конкретных произведений. Например, если ребенок смотрит шоу талантов, важно понять, какой посыл он считывает: историю долгого труда и преодоления или иллюзию мгновенного взлета на «фабрике звезд»? Если это фэнтези (как «Гарри Поттер»), то что выходит на первый план: идея дружбы, смелости и самопожертвования или вера в то, что особые, врожденные способности решают все проблемы без усилий? Анализ должен показать, насколько мир, в который погружен ребенок, оторван от реальности и как это может привести к внутреннему конфликту, когда он столкнется с необходимостью прилагать усилия для достижения целей.
Задание 7: Погружение в реальность
В противовес идее о легком успехе, организуйте для ребенка «погружение» в реальную деятельность. Выберите сферу, которая ему интересна (например, создание видео, рисование, спорт, программирование), и найдите способ познакомить его с реальным трудом в этой области. Это может быть визит в мастерскую художника, разговор с программистом о его ежедневных задачах, посещение тренировки профессиональных спортсменов или попытка вместе создать короткий видеоролик от сценария до монтажа. Обсудите с ребенком, сколько труда, знаний и времени требуется для достижения результата.
Задание 8. Круги комфорта и дискомфорта
Возьмите лист бумаги и в центре нарисуйте схематичное изображение вашего ребенка. Затем в игровой форме попросите его назвать людей, с которыми ему хорошо и комфортно общаться. Расположите их имена или изображения вокруг ребенка. Сделайте то же самое для условий и занятий, которые ему нравятся.
На другом листе повторите упражнение, но теперь попросите назвать людей и ситуации, которые вызывают у него напряжение, дискомфорт или раздражение.
Проанализируйте обе карты. О чем они говорят? Чему ребенок учится в «зоне комфорта» и от чего он бежит в «зоне дискомфорта»? Какие модели поведения он впитывает или отвергает?
Это аналитическое упражнение, помогающее понять систему отношений ребенка. Карта «комфорта» показывает, где ребенок черпает ресурсы, какие модели поведения он считает позитивными и какие занятия его развивают. Например, если ему комфортно с дедушкой, который учит его мастерить, — это зона развития практических навыков и терпения. Карта «дискомфорта» выявляет его страхи и точки роста. Если его напрягает строгий учитель, важно понять причину: это неприятие дисциплины в целом или реакция на несправедливость? Если он избегает ситуаций, требующих усидчивости, это может быть сигналом о трудностях с концентрацией. Анализ этих карт дает родителям ключ к пониманию того, какие качества и стереотипы формируются у ребенка и какие сферы его жизни требуют поддержки или коррекции.
Задание 9. За и против тотальных стандартов
В начале занятия приводится мнение отца, который хочет для своей дочери как можно больше стандартов: от школьной формы до обеда по расписанию. Он считает, что это единственный способ выжить в стране, «не уважающей стандарты». Представьте, что вы участвуете в дебатах с этим отцом. Сформулируйте и запишите:
  1. Два аргумента в поддержку его позиции, опираясь на идею о необходимости адаптации к обществу.
  2. Два аргумента против его позиции, опираясь на идею о вызовах неопределенного будущего и важности индивидуальности.
Аргументы «ЗА» позицию отца:
  1. Стандарты обеспечивают предсказуемость и безопасность. Ребенок, усвоивший четкие правила (режим дня, социальные нормы), чувствует себя увереннее и легче интегрируется в социум (школа, коллектив), так как понимает «правила игры».
  2. В глобализированном мире владение стандартами (образовательными, профессиональными) является необходимым условием для освоения профессии и успешной карьеры. Это базовый фундамент, без которого невозможна дальнейшая интеграция.
Аргументы «ПРОТИВ» позиции отца:
  1. Мир стремительно меняется, и многие сегодняшние стандарты устареют уже завтра. Чрезмерная «запрограммированность» на правила лишает человека гибкости и способности адаптироваться к новым, непредвиденным условиям, что критически важно в XXI веке.
  2. Человек, воспитанный в жесткой системе стандартов, с трудом сможет создать что-то новое, нестандартное. Развитие индивидуальности, креативности и способности выходить за рамки необходимо для того, чтобы не просто существовать в мире, но и привносить в него что-то ценное.
Задание 10. В какую игру играет ваша семья?
Ниже приведен список различных типов семей. Оцените по 10-балльной шкале, насколько каждый из этих типов проявляется в вашей собственной семье, где 1 — совсем не проявляется, а 10 — проявляется максимально.
  • Семья, играющая роль (внешне спокойная, но с внутренним напряжением)
  • Вулканическая семья (эмоциональная, громкая, конфликтная)
  • Семья казарменного типа (всё строго регламентировано, по уставу)
  • Семья-крепость (объединена против «внешних врагов»)
  • Семья-театр (в центре внимания — один «актер», требующий аплодисментов)
  • Семья «третий лишний» (ребенок чувствует себя ненужным)
  • Семья с вождем (есть один доминантный человек, принимающий все решения)
  • Семья-маскарад (каждый живет своей жизнью, непредсказуемость)
  • Семья-лечебница (постоянные разговоры о болезнях, страх заболеть)
  • Героическая семья (жизнь подчинена великой идее, борьбе)
  • Трудовая семья (главная ценность — тяжелый труд ради выживания)
  • Партнерская семья (ребенок — равноправный участник, его мнение уважают)
Запишите свои оценки и подумайте: какие три характеристики наиболее выражены? Какую модель поведения и отношения к миру усваивает ребенок в такой системе?
Задание 11. Последствия «семейной крепости»
Выберите один из не самых благополучных типов семьи из предыдущего задания, например, «Семью-крепость». Подробно опишите, с какими трудностями, скорее всего, столкнется ребенок, выросший в такой семье, когда начнет строить собственную жизнь. Рассмотрите как минимум три аспекта:
  1. Отношения с другими людьми (друзья, партнеры).
  2. Профессиональная деятельность и работа в коллективе.
  3. Отношение к миру в целом.
Ребенок из «Семьи-крепости», скорее всего, столкнется со следующими трудностями:
  1. В отношениях: Ему будет сложно доверять людям вне узкого семейного круга. Он будет склонен видеть в окружающих потенциальных врагов или конкурентов, что приведет к трудностям в построении близких, открытых отношений. Любая критика или разногласие может восприниматься как «нападение».
  2. В работе: В коллективе он может проявлять излишнюю подозрительность, нежелание делиться информацией, воспринимая коллег как угрозу. Ему будет трудно работать в команде, основанной на доверии и сотрудничестве. Вероятно, он будет склонен к созданию коалиций «мы против них» и поиску виноватых вовне.
  3. Отношение к миру: Его картина мира будет окрашена в тона враждебности и опасности. Он будет ожидать от мира подвоха, несправедливости и агрессии. Это формирует тревожность, снижает способность к риску и открытость новому опыту, так как любой выход за пределы «крепости» кажется опасным.
Задание 12. От контроля к сотрудничеству
Идеалом семейных отношений названа партнерская модель. Проанализируйте ваше текущее взаимодействие с ребенком. Придумайте и запишите три конкретных, выполнимых шага, которые вы можете сделать в течение следующей недели, чтобы усилить элемент партнерства в вашей семье. Это должны быть не общие лозунги («больше уважать»), а конкретные действия.
Задание 13. Что я транслирую?
В течение одного дня понаблюдайте за собой со стороны. Обратите внимание на то, как вы говорите о своей работе, о других людях, о стране, о будущем. Какие эмоции вы чаще всего демонстрируете: усталость, раздражение, энтузиазм, оптимизм, страх? Запишите вечером 3-4 ключевых «сообщения», которые вы, возможно, неосознанно послали своему ребенку в этот день своими словами и поведением.
Это задание на саморефлексию. Правильный ответ будет индивидуальным, но должен демонстрировать понимание того, что ребенок считывает не столько слова, сколько модели отношения. Например, родитель может осознать, что он транслирует следующие сообщения: «Работа — это тяжелая и неприятная повинность», «Доверять никому нельзя, все обманывают», «Будущее туманно и тревожно», «Единственный способ решить проблему — это повысить голос». Осознание этих неосознанных трансляций — первый шаг к их изменению и формированию у ребенка более конструктивной картины мира.