Что воспитывать.

На этом занятии вы узнаете:
  1. Что такое задатки, и от чего они зависят.
  2. Как грамотно развивать возможности ребёнка.
  3. Какие существуют условия для успешной самореализации ребёнка.
  4. Какие стратегии воспитания заведомо приводят к расколу семейных отношений.
  5. Какой самый главный аспект родительского воспитания.

Вы научитесь:
  1. Определять, в какой сфере ваш ребёнок может добиться высокого результата.
  2. Вести себя таким образом, чтобы постоянно подкреплять детскую целеустремлённость.
  3. Помогать ребёнку на всех этапах достижения цели.
  4. Формировать в своём ребёнке гармоничную и достойную уважения личность.

Это второе занятие курса Александра Князева «Счастливый ребёнок».
Приобрести полный курс
Видео
Практические задания
Занятие 2 - Тест
Начать
Возможности ребёнка зависят:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ребёнок может добиться многого, если:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Стратегия предопределенности в воспитании выражается в:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Если родитель постоянно говорит своему ребёнку: «Куда ты лезешь, у тебя всё равно на это мозгов не хватит», скорее всего ребёнок:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как поступить родителю, если классный руководитель ребёнка говорит, что он «ни на что не способен»:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Стратегия борьбы в воспитании отчётливо прослеживается во фразе:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Бесконечные поиски недостатков в своём ребёнке обычно приводят к:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Самое главное для родителей:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Зачем ребёнку проходить профессиональную психологическую диагностику:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы набрали мало баллов. Вам стоит более детально изучить материал. Обратите внимание на детали и нюансы. Повторно просмотрите видео к занятию.
Пройти еще раз
Вы обладаете некоторыми знаниями о принципах воспитания ребёнка. Однако для большей эффективности необходимо более детально изучить вопрос. 
Пройти еще раз
Вы неплохо разбираетесь в вопросе воспитания ребёнка. Однако необходимо понимать, что нет предела совершенству! Обратите внимание на незначительные, на первый взгляд, моменты.
Пройти еще раз
Вы отлично усвоили материал занятия! Так держать! Продолжайте в том же духе!
Пройти еще раз
Задание 2.
11 шагов для поднятия детской самооценки.
Очень важно сформировать у ребёнка адекватное восприятие себя. Чтобы он, с одной стороны, верил в свои силы, но с другой, понимал, что для достижения цели необходимо приложить определённые усилия.

1. Терпение. Первым шагом будет запастись терпением — дело это непростое, лучше идти маленькими шагами, понимая, что мы делаем и зачем. Важный показатель здесь — возраст ребёнка: чем он меньше, тем быстрее можно всё исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением.

2. Анализ. Проанализировать своё отношение к ребёнку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос: как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своём воспитании, а ребёнок уязвим в зоне оценки себя — приходите на консультацию к психологу. Специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

3. Экологичность. Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье — залог самоуважения детей.

4. Акцент на хорошем. Учитесь замечать в своём ребёнке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому — самое главное. Перестаньте критиковать и вообще следите за своими словами при общении с ребёнком.

5. Развитие сильных сторон личности. Помочь ребёнку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

6. Давать ребёнку свободу выбора. Не навязывать свои решения ни в выборе одежды, ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребёнок не привык это делать и ждёт вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а про право голоса.

7. Социализация. Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребёнок умел хорошо общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. 

8. Работа с границами. Научите ребёнка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается самостоятельно — есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

9. Самостоятельность. Давайте ребёнку возможность справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще аккуратней с этой самой помощью. Если её много, ребёнок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания — это поддерживает.

10. Научитесь смиряться. Если ребёнок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали ещё до его рождения, задайте себе вопрос: вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?
Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребёнка в вашей жизни — скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают.

11. Внимание на себя. Внимательно посмотрите на себя — а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому — начни с себя.


Задание 3.
Упражнение «Какой я отец (мать)»

Предлагаем вашему вниманию упражнение, помогающее родителям лучше понять себя в отношениях с ребенком.

Заполните карточки.

КАРТОЧКА 1
Какие мои качества (черты) необходимы для успешного взаимодействия с ребёнком, его воспитания?
Какие мои качества (черты) отрицательно влияют на наши взаимоотношения с детьми?


КАРТОЧКА 2

Какие мои качества (черты), проявляющиеся в контактах с детьми, мне нравятся?
Какие мои качества (черты), проявляющиеся в контактах с детьми, мне не нравятся?

Проанализируйте свои ответы. Продумайте, что надо сделать, чтобы избавиться от имеющегося негатива и приобрести больше положительных эмоций от контактов с детьми, достичь надлежащих результатов
в воспитании.
Задание 4. Мой стиль воспитания
Проанализируйте свой подход к воспитанию через призму четырех описанных стратегий. Какая из них является доминирующей в вашей семье? Постарайтесь быть честными с собой. Запишите в блокнот название вашей основной стратегии и приведите 2-3 конкретных примера из жизни (ваши фразы, решения, реакции), которые подтверждают ваш выбор.
  • Стратегия предопределенности: «У нас в роду все инженеры, и ты будешь», «Не лезь выше головы, это не для таких, как мы».
  • Стратегия борьбы с условиями: «Нужно сражаться за место под солнцем», «Мир — жестокое место, будь готов к битве».
  • Стратегия борьбы с собой: «Ты должен быть лучше всех», «Посмотри на свою лень, борись с ней!».
  • Стратегия выбора: «Давай подумаем, какое качество тебе поможет в этой ситуации», «Мне важно, чтобы ты вырос честным человеком, поэтому давай обсудим, как поступить».
Это задание направлено на самодиагностику, поэтому единственно верного ответа нет. Цель — осознать, какая неосознанная программа воспитания реализуется в семье. Важно не просто выбрать одну стратегию, но и увидеть, как они могут смешиваться. Например, родитель может транслировать идею борьбы с миром («стратегия борьбы с условиями»), но при этом ограничивать амбиции ребенка («стратегия предопределенности»), говоря: «Бороться надо, но выше определенного уровня все равно не прыгнешь». Осознание доминирующей стратегии — это первый шаг к переходу на более конструктивную «стратегию выбора».
Задание 5. Сломанные крылья
Вспомните свое детство и юность. Какие фразы или установки в духе «стратегии предопределенности» вы слышали от взрослых (родителей, учителей)? Например: «Где родился, там и пригодился», «У тебя нет к этому способностей», «Это слишком сложно для тебя». Повлияли ли они на ваш выбор или самооценку? Подумайте, не транслируете ли вы, возможно, неосознанно, похожие ограничивающие послания своему ребенку.
Цель этого упражнения — выявить у себя родительские установки, унаследованные из собственного опыта, и прервать их передачу следующему поколению. Ответ должен содержать личную рефлексию. Например, человек может осознать, что страх провала, привитый в детстве фразой «не суйся, все равно не получится», заставляет его излишне опекать своего ребенка и отговаривать от смелых начинаний. Ключевой вывод: негативная предопределенность — это не объективная реальность, а лишь ограничивающее убеждение, которое можно и нужно заменить на веру в безграничные (но требующие труда) возможности ребенка.
Задание 6. Последствия «жизни-борьбы»
Представьте двух молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Один воспитан в «стратегии борьбы с условиями», а другой — в «стратегии выбора» с упором на партнерство. Опишите, как каждый из них, скорее всего, поведет себя в одинаковой сложной ситуации, например, при несправедливой критике со стороны начальника на работе.
  • Воспитанник «стратегии борьбы», скорее всего, воспримет критику как личное нападение и начало «войны». Его реакцией будет либо агрессивный ответ и вступление в открытый конфликт («надо сражаться за справедливость»), либо затаенная обида и поиск способов «победить» начальника в будущем. Он будет тратить много энергии на противостояние, видя в ситуации только препятствие, которое нужно уничтожить или преодолеть силой.
  • Воспитанник «стратегии выбора» (партнерской), скорее всего, постарается проанализировать ситуацию. Он отделит эмоции от фактов и попытается понять мотивы начальника. Его целью будет не «победа», а решение проблемы. Он может инициировать диалог, чтобы прояснить претензии, аргументированно отстоять свою позицию или найти компромисс. Он видит в ситуации не битву, а задачу, требующую решения через коммуникацию и анализ.
Задание 7. Карта талантов
Вместо того чтобы фокусироваться на недостатках ребенка («ленивый», «невнимательный»), попробуйте реализовать противоположный подход. В течение недели целенаправленно наблюдайте за ребенком и выпишите в блокнот как минимум 5 его сильных сторон или достоинств, даже самых маленьких. Напротив каждого достоинства напишите, как его можно развивать и применять в жизни.
Пример:
  • Наблюдение: Ребенок часами увлеченно строит сложные конструкции из Lego.
  • Недостаток (традиционный взгляд): «Опять играет, лучше бы уроки сделал».
  • Достоинство: Усидчивость, развитое пространственное мышление, способность концентрироваться на задаче.
  • Как развивать: Предложить ему 3D-моделирование на компьютере, записать в кружок робототехники, вместе собрать сложную модель по чертежам.
Задание 8. Мой ребенок через 20 лет
Это ключевое упражнение «стратегии выбора». Отвлекитесь от мыслей о будущей профессии или материальном успехе ребенка. Возьмите лист бумаги и ответьте на один вопрос: «Каким человеком я хочу видеть своего ребенка, когда он станет взрослым?». Опишите 5-7 ключевых человеческих качеств (например: честный, ответственный, эмпатичный, уверенный в себе, умеющий любить, любознательный и т.д.). А теперь напротив каждого качества напишите одно конкретное действие, которое вы можете совершать регулярно, чтобы помочь этому качеству развиться.
Это задание нацелено на формирование осознанной родительской стратегии. Единственно верного ответа нет, но логика должна быть следующей:
  • Желаемое качество: Ответственность.
  • Действие родителя: Передать ребенку полную ответственность за какую-то сферу жизни (например, уход за домашним питомцем) и не вмешиваться с контролем, а лишь обсуждать результаты и помогать советом, если попросит.
  • Желаемое качество: Эмпатия (сопереживание).
  • Действие родителя: При просмотре фильма или чтении книги обсуждать с ребенком чувства героев: «Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? А почему он так поступил?». Демонстрировать эмпатию в своей жизни, сопереживая другим людям.
  • Желаемое качество: Уверенность в себе.
  • Действие родителя: Вместо критики за ошибки, акцентировать внимание на приложенных усилиях. Давать ребенку задачи, с которыми он может справиться самостоятельно, и искренне радоваться его успехам.
Задание 9. Два поросёнка и независимость
Вспомните сравнение двух версий сказки «Три поросёнка». В русской версии поросята беззаботно играли, пока не «наступила осень». В английской — «им пора жить самостоятельно», и мама их провожает. Проанализируйте, какой из этих двух подходов к взрослению и самостоятельности вы неосознанно транслируете своему ребенку. Готовите ли вы его к тому, что «пора жить отдельно», или поддерживаете идею продленного, беззаботного детства до некоего условного «наступления осени»?
Это задание на анализ культурных и семейных кодов. Ответ должен содержать рефлексию над собственными действиями. Родитель, реализующий «русскую модель», склонен к гиперопеке, решает за ребенка все проблемы, оберегает от трудностей, полагая, что «еще успеет намучиться». В результате ребенок оказывается не готов к «осени», когда она наступает. Родитель, следующий «английской модели», с ранних лет делегирует ребенку ответственность, учит бытовым навыкам, финансовой грамотности, поощряет самостоятельность. Он готовит ребенка к тому, что уход из родительского дома — это естественный и позитивный этап развития, а не трагедия или кризис.
Задание 10. Чему уже давно не верим сами
Вспомните стихотворение Евтушенко и его призыв не лгать детям. Выберите одну сложную или «неудобную» тему из реальной жизни (например, финансовые трудности в семье, конфликт с родственниками, несправедливость в мире), о которой вы обычно умалчиваете в присутствии ребенка. Продумайте и запишите, как можно было бы поговорить с ним на эту тему честно, но с учетом его возраста, не пугая, а формируя реалистичную картину мира.
Ключевые принципы такого разговора:
  1. Простота и доступность: Говорить без сложных терминов, на понятном ребенку языке.
  2. Фокус на фактах, а не на панике: Не «Мы все умрем в нищете!», а «Сейчас у нас меньше денег, поэтому мы будем вместе планировать покупки и от чего-то временно откажемся».
  3. Ощущение безопасности: Завершить разговор на позитивной или конструктивной ноте, подчеркнув, что взрослые контролируют ситуацию и семья справится вместе. «Да, это неприятно, но мы справимся, потому что мы команда».
  4. Открытость к вопросам: Дать ребенку возможность задать любые вопросы и ответить на них честно.
  5. Цель — не напугать, а сделать ребенка партнером, который понимает реальность и учится с ней справляться вместе с семьей.
Задание 11. Что посеешь, то и пожнешь
Выберите один день и понаблюдайте за собой как бы со стороны. Зафиксируйте 3-4 ситуации вашего взаимодействия с ребенком или другими членами семьи на его глазах. Проанализируйте, какие качества и модели поведения вы в этот момент продемонстрировали. Соответствуют ли они тому образу взрослого, который вы хотите видеть в своем ребенке в будущем?
Задание 12. Лестница самостоятельности
Утверждается, что к 10-12 годам ребенок способен на полную самостоятельность. Проанализируйте, какие повседневные дела и задачи вы до сих пор делаете ЗА ребенка, хотя он уже мог бы делать их сам (например, собираете ему портфель, договариваетесь за него с учителем, полностью контролируете выполнение уроков). Составьте список из 3 таких дел и в течение следующей недели передайте ответственность за них ребенку, выступая в роли консультанта, а не исполнителя.
Задание 13. Идеальный Я vs. Настоящий Я
Представьте внутренний диалог двух родителей. Один придерживается «стратегии борьбы с собой» и говорит: «Ребенок должен искоренять свои недостатки, чтобы стать совершенным». Другой, услышав идею «примите ситуацию и просто станьте собой», считает, что нужно развивать сильные стороны. Сформулируйте по два аргумента в защиту каждой из этих позиций. Какая позиция вам ближе и почему?
Аргументы за «Борьбу с собой»:
  1. Самодисциплина и воля: Борьба с недостатками (например, с ленью или вспыльчивостью) закаляет характер, развивает самоконтроль и волевые качества, необходимые для достижения серьезных целей.
  2. Социальная адаптация: Искоренение социально неодобряемых черт (например, грубости, неряшливости) помогает человеку лучше интегрироваться в общество и быть принятым другими людьми.
Аргументы за «Принятие себя и развитие достоинств»:
  1. Эффективность и энергия: Гораздо продуктивнее вкладывать энергию в развитие врожденных талантов, что приводит к выдающимся результатам, чем тратить ее на бесконечную и изматывающую борьбу с тем, что дается с трудом.
  2. Психологическое здоровье: Принятие себя снижает уровень внутреннего напряжения, тревоги и риска развития перфекционизма. Человек, который знает и ценит свои сильные стороны, более счастлив и уверен в себе, чем тот, кто постоянно сфокусирован на своих несовершенствах.