Задание 2.
Как научить своего ребёнка активно взаимодействовать с вами?
Очень многие родители сталкиваются с такой проблемой, что при попытке поиграть с ребёнком в ассоциативные игры или цветовой тест, малыш просто отказывается идти на контакт, теряется, молчит. Такое ощущение, что слова из него приходится тащить силком. В этом случае родители часто теряют самообладание, начинают повышать голос или форсировать ответы ребёнка. Некоторые даже грозят своему ребёнку: «Если откажешься играть, я тебя накажу». Разумеется, это в корне неверно, поскольку таким образом мы только увеличиваем уровень детской тревоги и препятствуем искренним доверительным отношениям.
Что предпринять грамотному родителю, чтобы ребёнок сам захотел активно взаимодействовать?
Необходимо заранее начать формировать у ребёнка коммуникативные навыки в непринуждённой атмосфере.
Предлагаем вашему вниманию несколько элементарных упражнений, которые вы сможете уже сегодня внедрять в повседневную практику общения.
1. «Покажи себя с неожиданной стороны»
Предоставить возможность ребёнку нарядиться любым персонажем. С помощью элементов костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Это базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Ребёнок раскрывается, входит в роль, чувствует большую раскрепощенность и уверенность. Игра позволяет также освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.
2. «Руки-ноги»
Взрослый объявляет: «Руки». Ребёнок совершают движения руками, после команды «Ноги» двигает ногами. Важно не оценивать активность ребёнка. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями. Каждый раз малыш выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.
3. Совместное обсуждение
Каждый раз, когда вы с ребёнком посмотрели мультик, прочитали новый рассказ, сходили в зоопарк или даже на детскую площадку возле дома, обсуждайте вместе полученные эмоции и испытанные чувства. Спросите своего ребёнка:
-Что тебе понравилось больше всего?
-Что тебе запомнилось?
-Что было интересно?
-Может что-то было тебе неприятным?
-Что ты видел, слышал, чувствовал?
4. «Как прошёл твой день?»
Каждый вечер перед сном задавайте ребёнку вопрос: «Как прошёл твой день?», сфокусируйте его внимание на пережитых эмоциях и полученных впечатлениях:
-Что тебе сегодня понравилось?
-Что было смешного?
-Что было грустного?
-Что было доброго?
-С кем тебе сегодня было хорошо?
-А с кем тебе сегодня было плохо?
Список вопросов вы можете модифицировать и дополнять на своё усмотрение.