Новый онлайн-курс А. М. Князева «Говори. Слушай. Влияй. Развитие навыков общения в любой ситуации». 🎁 2 занятия бесплатно!

Истероидность.

На этом занятии вы узнаете:
  1. Кто такой истероид, и какие особенности поведения характерны для него
  2. Как воспитывался такой человек в детстве
  3. Какие риски несёт в себе истероидный человек
  4. Как выделить истероидного человека в толпе
  5. В какой деятельности такой человек наиболее успешен
Вы научитесь:
  1. Находить подход к истероидному собеседнику
  2. Мотивировать истероидного человека
  3. Предотвращать конфликты с истероидным человеком
  4. Защищаться от манипуляций истероидного человека

Это второе занятие курса Александра Князева «Визуальная диагностика характера».
Видео

Приобрести полный курс «Визуальная диагностика характера»

Научитесь видеть любого человека, как на ладони
Практические задания
Задание 1. Тест
Начать
Что такое акцентуация?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Истероидные люди любой ценой пытаются:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Акцентуация человека помогает ему:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Человек, у которого обнаружена истероидная акцентуация характера, в детстве мог воспитываться, как:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Истероидный ребёнок впервые претерпевает определенные трудности, когда:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Каким способом истероидный человек может привлечь к себе внимание:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Истероидные люди мастерски умеют:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы набрали мало баллов. Вам стоит более детально изучить материал. Обратите внимание на детали и нюансы. Повторно просмотрите видео к занятию.
Пройти еще раз
Вы обладаете некоторыми знаниями об истеричном характере. Однако для большей эффективности необходимо более детально изучить вопрос.
Пройти еще раз
Вы неплохо разбираетесь в вопросе истероидной специфики характера. Однако необходимо понимать, что нет предела совершенству! Обратите внимание на незначительные, на первый взгляд, моменты.
Пройти еще раз
Вы отлично усвоили материал занятия! Так держать! Продолжайте в том же духе!
Пройти еще раз
Задание 2.


Упражнение «Не хочу быть хвастуном»

В ходе просмотренного занятия мы выяснили, что истероидным людям очень свойственно хвастовство. Они могут преувеличивать свои достоинства, умения, навыки. Склонны лукавить по поводу своих компетенций. Не упускают ни малейшую возможность похвалиться своими достижениями.

Но можно ли сказать, что хвалиться чем-либо однозначно плохо? Разумеется, нет. Очень важно осознавать свою личностную ценность и гордиться собственными успехами, ведь это именно то, что делает из нас уверенного в себе человека и дарит нам заряд энергии и оптимизма для новых свершений. Но как же не превращать рациональную гордость своими достижениями в глупое и беспочвенное хвастовство?

Возьмите лист бумаги. Запишите в столбик перечень своих реальных достижений и ценностей. Как проверить, что они действительно реальные, а не раздутые на пустом месте? Рядом с каждым пунктом пропишите конкретный пример из практики, где Вам удалось активно внедрить выбранный навык. Где Вы смогли направить своё умение в продуктивное русло? Каким образом Ваш талант помог окружающему миру? В чём его польза?

Акцентируем Ваше внимание на том, что гордость и понимание своей ценности абсолютно неотъемлемые части здоровой и полноценной личности. Однако очень важно фактически подтверждать свои компетенции и убеждаться в истинной ценности своих преимуществ.

Задание 3.
Прочитайте приведённый ниже практический случай.  Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
«В семье постоянно болеет ребёнок. Молодые родители стараются реализовать себя как профессионалы в своих карьерных отраслях, но вынуждены постоянно прерывать рабочий процесс из-за всевозможных болезней сына. Мальчик выходит в детский сад, но буквально через неделю погружается всё в новое заболевание. Родители, разумеется, берут отгул. Они окружают ребёнка заботой и любовью, делают всё в рамках возможного, чтобы сын поскорее вернулся к привычной здоровой жизни. Им это удаётся, но через непродолжительный промежуток времени ситуация повторяется. Более того, теперь родители попросили бабушку присоединиться к лечению ребёнка для обеспечения лучшей заботы. Семья заметила, что болезни мальчика стали серьёзнее и продолжительнее».
Как Вы думаете, каким образом можно трактовать сложившуюся ситуацию?
Скорее всего, с помощью своих болезней ребёнок пытается привлечь внимание родителей к своей персоне. В привычном ритме взрослые полностью погружены в карьерные дела и не имеют возможности уделять сыну должное внимание и заботу. Поэтому ребёнку не остаётся ничего другого, как спровоцировать новую болезнь в своём организме. Вероятнее всего, мы видим пример психосоматики.
Какие рекомендации можно дать молодой семье для минимизации уходов ребёнка в болезнь?
Нужно пересмотреть взаимодействие в семье в моменты, когда все здоровы. Родители должны проявлять внимание и заботу не только тогда, когда ребёнок болен, но и когда он находится в полном благополучии. Необходимо сломать внутреннюю установку сына «БОЛЕТЬ УДОБНО». Напротив, необходимо сделать пребывание на больничном скучным и дискомфортный (лишать социальных сетей, компьютера, телевизора, игр). Но при этом важно наполнить здоровое состояние положительными моментами: совместными прогулками, поездками, посещением интересных мест, активным отдыхом, новыми впечатлениями.
Задание 4.
Попробуйте предположить, какие специальности отлично подойдут истероидному человеку? В каких сферах он будет особенно успешен?
Менеджер по продажам
Актёр
Телеведущий
Фитнес-тренер
Модель
Специалист по связям с общественностью
Стилист
Педагог-наставник
Креативный директор
Администратор
Радиоведущий
Специалист по рекламе
Ассистент на переговорах

Задание 5.
Представьте, что Вы руководитель компании. Вы намерены набрать штат новых ярких и инициативных сотрудников. На что бы вы обратили внимание, чтобы сразу выделить истероидного человека из толпы?

Истероидного кандидата видно сразу. Он входит в кабинет летящей походкой, активно жестикулирует, у него ярко выражена мимика. Одежда представителя истероидного типа яркая, с претензией на оригинальность, часто не совсем подходящая для собеседования. Вы почти наверняка увидите у женщины обилие украшений и косметики, у мужчины – различных аксессуаров. Речь таких людей изобилует местоимением «Я». Они часто характеризуют себя, как добросовестные сотрудники, приписывают себе несуществующие успехи, являясь на деле легкомысленными и ненадежными. Обычно дальше слов у таких людей дела не продвигаются. Такого кандидата всегда необходимо просить привести конкретные примеры из профессионального опыта. Положительными чертами являются умение подать себя, креативность. Отрицательными - эгоизм, отлынивание от выполнения обязанностей.
От представителей истероидного типа Вы можете услышать следующие фразы: «Да я на любую работу готов!», «Я на все согласен!», «Я все умею, все могу», «Да видел я, как это делается!», «Вы должны взять меня на работу», «Я все понял, когда выходить?».


Задание 6.
Что подразумевается под «личностными акцентуациями» и какие их ключевые проявления упоминаются?
Личностные акцентуации описываются как сложный комплекс качеств и набор стереотипов человека. Это «ярко выраженные черты характера», которые проявляются в поведении, эмоциональных проявлениях, способе позиционирования себя и способе адаптации личности. Они делают человека ярким и позволяют ему адаптироваться среди других людей.
Задание 7.
Опишите четыре уровня, на которых может быть выражено сложное качество личности, согласно представленному материалу.
Сложное качество личности может быть выражено на следующих уровнях:
В пределах относительной нормы: Качество едва заметно в человеке.
На уровне акцентуации (концентрации): Это ярко выраженное качество, заметный набор привычек, стереотипов и свойств.
На уровне пограничного состояния: Это конфликтная, напряженная ситуация, связанная с данным качеством.
На уровне расстройства: Это трудно поддающееся контролю сознания нервно-психическое заболевание, где проявления уже не подконтрольны человеку.
Задание 8.
Какие термины используются для описания демонстративности в зависимости от степени ее выраженности, от едва заметной черты до выраженной акцентуации?
- Когда демонстративность находится в пределах относительной нормы и едва заметна, она называется просто «демонстративность».
- Когда она выходит за пределы относительной нормы и становится ярко выраженной чертой, ее называют «истеричная или истерическая акцентуация».
- Если это пограничное состояние, связанное с данной акцентуацией, она становится конфликтной.
- Термин «истерия» используется для обозначения уровня расстройства.
Задание 9.
Назовите два основных сценария из раннего детства, которые могут способствовать формированию истероидной акцентуации во взрослом возрасте.
Два основных сценария из детства:
Позиция «кумира семьи»: Ребенок был центром семьи, его боготворили, убеждали в его исключительности, оберегали от трудностей и все делали за него. Он привык быть главным и самым ценным.
Формирование «кумира группы»: Ребенок, не будучи кумиром семьи, но обладая достаточно сильной психикой, мог столкнуться с конфликтом самооценки в какой-либо группе (например, сверстников). Ему хотелось стать кумиром в этой группе, и он научился манипулировать ею и позиционировать себя как кумира, чтобы завоевать превосходство.
Задание 10.
С какими трудностями сталкивается ребенок, привыкший быть «кумиром семьи», попадая в детский сад или школу, и какие ранние способы адаптации он может развить?
- Трудности: В новом коллективе его не воспринимают как особенного, требуют самостоятельности в том, чему он не обучен (одеваться, убирать игрушки). Он видит, что другие дети могут быть успешнее, что вызывает у него ощущение неполноценности и внутренний конфликт.
- Способы адаптации:
- Плач: Ребенок обнаруживает, что если заплакать, взрослые (например, воспитатель) могут сжалиться и сделать что-то за него.
- Истерики: Если плач перестает действовать, ребенок может начать «буквально истерить», отказываться от действий, чтобы добиться своего.
- Болезни: Ребенок может начать часто болеть, так как больной ребенок дома снова оказывается в центре внимания и заботы, что выгоднее, чем быть в саду или школе.
- Демонстрация превосходства через вещи/поведение: Ребенок начинает приносить из дома игрушки, чтобы выделиться, обращает внимание на одежду, придумывает способы доказать свое превосходство.
Задание 11.
В чем заключается основной внутренний конфликт, который является движущей силой у людей с истероидной акцентуацией?
Основной внутренний конфликт заключается в противоречии между сильным желанием быть признанным, быть «кумиром», лучшим, и постоянными сомнениями в том, удалось ли это доказать, поверили ли другие в его превосходство. Это «конфликт самооценки», который формирует привычные стереотипы поведения, направленные на завоевание превосходства, и постоянно подстегивается неуверенностью.
Задание 12.
Какие две основные мотивации определяют поведение взрослого человека с истероидной акцентуацией?
Две основные мотивации:
Привлечение внимания к себе: Это необходимо для успокоения, получения обратной связи («да, я лучше») и подтверждения своей значимости.
Избегание нежелательных ситуаций: Это стремление избегать обстоятельств, в которых не удается быть лучшим, успешно конкурировать или привлекать к себе внимание, так как такие ситуации для них неинтересны и болезненны.
Задание 13.
Опишите три характерных поведенческих проявления человека с истероидной акцентуацией.
Три характерных проявления:
Театральное поведение: Поведение, рассчитанное на захват внимания и запоминание (яркие позы, жесты, мимика). Человек демонстрирует идеальные свойства своего пола (суперженщина, супермен), используя развитую пластичность тела.
Эпатаж: Создание или разыгрывание ситуаций, которые могут шокировать, чтобы захватить внимание и запомниться. Если не удается добиться позитивного внимания, могут использоваться скандалы и конфликты.
Манипулятивное поведение: Использование с детства освоенных технологий манипуляции другими людьми для привлечения их внимания и самоутверждения.
Задание 14.
Какой механизм психологической защиты свойственен людям с истероидной акцентуацией при столкновении с негативными реакциями, и как он работает?
Людям с истероидной акцентуацией свойственен механизм психологической защиты, называемый «вытеснение». Столкнувшись с негативной реакцией (например, на эпатажное поведение), они не фиксируют негативизм. Вместо этого они оценивают сам факт реакции как позитивный для себя: «Заметили, оценили, отнеслись — значит, я чего-то стою». Главное для них – сам факт внимания, а не его знак.
Задание 15.
Объясните, почему уровень интеллектуального развития является важным фактором в том, как проявляются истероидные черты и как такой человек воспринимается, особенно в профессиональной сфере.
- Высокий интеллект: Если истероидный человек обладает высоким интеллектом, хорошим образованием и эрудицией, его гибкое и быстрое мышление сочетается со значительным интеллектуальным потенциалом. Он может эффективно решать сложные задачи в своей презентации, коммуникации и манипуляции, становиться «звездой», успешным переговорщиком, продавцом, достигать высоких позиций.
- Низкий интеллект: Если интеллект низкий, те же стремления (быть на виду, манипулировать) проявляются примитивно, «коряво», «вычурно» и неадекватно ситуации. Такая демонстративность может быть «домостроевской», а манипуляции – грубыми, что мешает успешной адаптации и работе.
Поэтому при оценке, особенно на собеседовании, важно проверять интеллект, так как истероидный человек может «пустить пыль в глаза», но не обладать необходимой для работы компетенцией.
Задание 16.
Какие виды профессиональной деятельности или роли обычно подходят людям с истероидной акцентуацией при условии достаточного уровня интеллекта? Перечислите как минимум три компетенции, которые они привносят.
Подходят виды деятельности, позволяющие реализовать их потенциал публичности, привлечения внимания и взаимодействия.
Подходящие роли: Публичные выступления, продажи, переговоры, роль «звезды» команды или «лица» компании, деятельность, требующая инициативности и оригинальных презентаций.
Компетенции:
- Исполнение роли, публичные презентации:[/b] Они превосходно чувствуют себя в центре внимания и эффективно себя подают.
- Гибкость ума, инициативность: Способны быстро переключаться, адаптироваться и придумывать оригинальные ходы для захвата внимания.
- Манипулятивные, коммуникативные и конкурентные способности: Они искусные коммуникаторы, умеют влиять на людей и стремятся к превосходству.
(Также упоминаются: коммерческая жилка, демонстративное лидерство).
Задание 17.
Какие рабочие условия или типы задач, скорее всего, будут неблагоприятны или очень сложны для человека с истероидной акцентуацией?
Следующие условия и задачи будут сложны:
Жесткий контроль: Ограничение свободы для манипуляций и самопрезентации для них невыносимо.
Монотонная, рутинная, однообразная деятельность: Особенно если она сочетается с форменной одеждой, это подавляет их потребность в самовыражении.
Работа, требующая глубокого погружения и внимания к деталям: Задачи, связанные с длительной, кропотливой, уединенной работой (например, исследования, работа с документами), трудны, так как нет зрителей и возможности «играть на публику».
Отсутствие внимания и признания: Если их успехи не замечают, они теряют мотивацию.
Задание 18.
Опишите типичные характеристики речи и жестикуляции человека с истероидной акцентуацией.
- Жестикуляция: Жесты направлены на захват внимания, могут быть театральными, провокативными. Часто используются развернутые движения руками, подчеркивающие фигуру, статус, эротическую привлекательность (лица, бюста, фигуры). Руки обычно ухожены, могут быть украшения. Характерны поглаживания. Человек может не осознавать психологическую провокативность, но понимает ее необходимость.
- Речь: Речь обычно динамичная, быстрая, уверенная, так как они много общаются. Интонационно богатая, «театральная», может подниматься и опускаться. Она подвижная, выразительная и «заразительная» (влиятельная). Они легко меняют манеру общения с разными людьми.
Задание 19.
Если вам необходимо эффективно сотрудничать с человеком, проявляющим истероидные черты, и он ценен для команды, какой подход рекомендуется для управления им и его потребностью во внимании?
Рекомендуемый подход:
Обращать внимание: Замечать его самого и его вклад.
Отмечать успехи и достижения: Особенно те, которые выгодны организации. Это будет усиливать его деятельность в нужном направлении.
Искренне и объективно фиксировать его усилия: Признавать, что он действительно много работает для обеспечения успешной адаптации и позиции превосходства.
Предоставлять возможности для реализации потенциала: Давать поручения и должности, где он сможет реализовать свои сильные стороны (публичность, презентации). Тогда он будет работать с удовольствием и будет благодарен.
Задание 20.
Какой универсальный способ предлагается для того, чтобы дистанцироваться от человека с истероидной акцентуацией, если его поведение, направленное на привлечение внимания, становится проблематичным?
Универсальный способ – «перестать обращать на него внимания». Если вы перестанете быть для него зрителем, он «вычеркнет вас из списка своих зрителей», и вы перестанете быть ему интересны.

Приобрести полный курс «Визуальная диагностика характера»

Научитесь видеть любого человека, как на ладони