Изучение личностных качеств.

На этом занятии вы узнаете:
  1. Что такое характер человека, и как он формируется
  2. Что влияет на появление у человека тех или иных личностных качеств
  3. Почему так важно понимать особенности каждого собеседника, и как делать это максимально корректно
Вы научитесь:
  1. Обращать внимание на отдельные нюансы поведения окружающих людей
  2. Замечать тонкости и детали мотивации собеседника ·
  3. Отслеживать проявления своего собственного характера
Это первое занятие курса Александра Князева «Визуальная диагностика характера».
Приобрести полный курс
Видео
Практические задания
Задание 1. Тест
Начать
Характер формируется и развивается у человека:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Очень важно понимать характер человека, чтобы:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Наиболее точно сделать вывод об особенностях человека можно, опираясь на:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вопросом особенности диагностики характера углублённо занимался:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Привычные формы поведения, которые значительно снижают затраты нашей энергии – это:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Заостренная черта характера – это:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы набрали мало баллов. Вам стоит более детально изучить материал. Обратите внимание на детали и нюансы. Повторно просмотрите видео к занятию.
Пройти еще раз
Вы обладаете некоторыми знаниями о природе характера. Однако для большей эффективности необходимо более детально изучить вопрос.
Пройти еще раз
Вы неплохо разбираетесь в вопросе характерологии. Однако необходимо понимать, что нет предела совершенству! Обратите внимание на незначительные, на первый взгляд, моменты.
Пройти еще раз
Вы отлично усвоили материал занятия! Так держать! Продолжайте в том же духе!
Пройти еще раз
Задание 2.
Упражнение «Дневник моих личностных особенностей»

Найдите время для того, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Подумайте, какой вы человек. Какими словами вы могли бы описать свою личность. Какие качества присущи вам. Что отличает вас от других людей. Какие сильные и слабые стороны вы можете заметить у себя.
Возьмите лист бумаги и запишите на него получившуюся картину. Старайтесь описать свой психологический портрет как можно более детально. Не забывайте, что очень важно сформировать реалистичное представление о себе, чтобы в дальнейшем наметить грамотный план личностного развития. 
Следующим этапом выберите человека, которому вы доверяете и который хорошо вас знает. Задайте ему вышеперечисленные вопросы. Спросите, каким видит вас этот человек.
После этого разговора запишите полученную информацию на обратную сторону листа.
Таким образом, мы получили более целостную картину вашей личности, с помощью которой будем работать над собой в дальнейшем.
Задание 3.
Обратите внимание на нижеприведённые способы достижения цели. Как вы думаете, какие из них принадлежат людям с большим энергетическим ресурсом, а какие более характерны для людей, энергия которых находится в дефиците?
1.   Стукнуть кулаком по столу, выражая претензию.
2.   Вступить в активный спор на предмет разногласий.
3.   Обидеться на несправедливость, продемонстрировать свою униженность.
4.   Намекнуть человеку в надежде, что тот поймёт скрытый смысл ваших намерений.
5.   Ударить обидчика.
6.   Заплакать и убежать с места конфликта.
7.   Пожаловаться начальству на грубого коллегу.
Много энергетического ресурса: 1, 2, 5.
Мало энергетического ресурса: 3, 4, 6, 7.

Задание 4.
Прочитайте приведенную ниже ситуацию. Как вы думаете, разумно ли ведёт себя герой? Следует ли ему менять своё привычное поведение?
«Олег работает творческим дизайнером в компании по организации мероприятий. Он очень чувствительный и ранимый парень, тонкая натура. К сожалению, Олег постоянно сталкивается с нападками своего начальника. Тот кричит, употребляет нецензурную лексику по поводу и без. Олег не решается крикнуть на него в ответ, поскольку не находит в себе достаточно сил. Вместо этого после работы молодой человек идёт на танцы, где снимает напряжение после работы.
В целом работа не напрягает Олега, но часто он задается вопросом, не слишком ли мягко он ведёт себя со своим начальником. Не стоит ли ему активнее отстаивать свои интересы».
Мы имеем перед собой чувствительного героя, энергетический потенциал которого не очень велик. Такие люди неохотно вступают в конфликты и чувствуют себя опустошенными после различных столкновений. Начальник Олега, напротив, имеет много энергии внутри, которую он постоянно выплескивает в виде конфликтов и брани. В данном случае энергетические потенциалы оппонентов совершенно не равны, поэтому Олегу бессмысленно вступать в активное противостояние с начальником. Он обречён на проигрыш. Другое дело, что Олег может попробовать донести до начальника своё недовольство в спокойной форме после того, как буря эмоций утихнет, поскольку подушкой для битья становиться тоже нельзя.
И, конечно, молодой человек должен продолжать заниматься любимым хобби, поскольку это отличная разгрузка после работы и освобождение от накопленного негатива.

Задание 5.
Какое определение "характера" предлагается для использования в рамках изучения личностных качеств?
Характер предлагается понимать как индивидуальный стиль поведения, охватывающий весь спектр проявлений человека.
Задание 6.
Какие два основных типа изначальных задатков, влияющих на формирование способов реагирования ребенка, были приведены в примере с конфетой?
Были приведены сила или слабость психики. Сила психики проявляется в стрессоустойчивости и устойчивости к нервно-психическому напряжению, что ведет к более наступательному и активному поведению. Слабость психики ведет к поиску обходных, менее энергозатратных путей, например, через эмоциональное воздействие.
Задание 7.
Сколько, по приведенным данным, привычных и устойчивых механизмов действия (программ поведения) может сформироваться у ребенка к 3-4 годам?
К 3-4 годам у ребенка может сформироваться от 300 до 500 привычных, устойчивых, запомнившихся механизмов действия или программ поведения.
Задание 8.
Назовите четыре уровня выраженности характера, которые были выделены для удобства анализа.
Характер в пределах относительной психической нормы.
Акцентуированный характер (акцентуация).
Пограничные состояния психики.
Патология психики.
Задание 9.
Какой немецкий психиатр и психолог написал работу "Акцентуированные личности", и как в материале описывается суть акцентуации характера?
Работу "Акцентуированные личности" написал Карл Леонгард. Акцентуация характера описывается как более высокая степень выраженности характера, более яркий характер, который провоцируется определенными особенностями адаптации человека к жизни, когда ему приходилось выходить за рамки относительной нормы на этапе личностного развития.
Задание 10.
Чьи слова, названные впоследствии "молитвой психотерапевта", приводятся для иллюстрации важности принятия другого человека? Приведите основную суть этих слов.
Приводятся слова Фридриха Перлза (Fritz Perls). Основная суть: "Я делаю свое дело, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. Если мы встретились, поняли и приняли друг друга такими, какие мы есть, – это замечательно. Если же этого не случилось, этому никто не сумеет помочь."
Задание 11.
Представьте, что вы наблюдаете за двумя детьми, пытающимися достать игрушку с высокой полки. Один ребенок настойчиво пытается подставить стул, рискуя упасть, но не сдается. Другой начинает хныкать, просить помощи у взрослого, указывая на игрушку жалобным тоном. Какие изначальные задатки, согласно представленному материалу, могут лежать в основе этих разных стратегий поведения?
У первого ребенка, который настойчиво пытается достать игрушку сам, вероятно, проявляется более сильная психика. Это выражается в его активности, наступательности и готовности рисковать, затрачивая энергию. У второго ребенка, который прибегает к хныканью и просьбам, скорее всего, проявляется более слабая психика. Он выбирает менее энергозатратный способ воздействия через эмоции, чтобы мотивировать взрослого помочь ему.
Задание 12.
Руководитель отдела замечает, что один из его подчиненных, обычно спокойный и исполнительный, в последний месяц стал крайне раздражительным, часто вступает в споры по мелочам и с трудом контролирует свои реакции на критику. На какой уровень выраженности характера, из описанных, может указывать такое изменение в поведении, и почему?
Такое изменение в поведении может указывать на переход к "пограничному состоянию психики". Это связано с тем, что поведение стало конфликтным, яркость характерных проявлений (раздражительность, споры) резко повысилась, и наблюдается снижение способности контролировать свое состояние. Причиной может быть текущее нервно-психическое напряжение.
Задание 13.
Как понимание концепции "поведенческих стереотипов" может помочь в процессе подбора персонала на определенную должность?
Понимание "поведенческих стереотипов" как привычных, энергосберегающих форм поведения, сформированных на основе жизненного опыта и энергетических особенностей, помогает при подборе персонала. Анализируя эти стереотипы, можно предположить, как кандидат будет действовать в типичных рабочих ситуациях, насколько его привычные способы решения задач соответствуют требованиям должности, и насколько он будет эффективен без излишнего напряжения.
Задание 14.
Опираясь на материал, объясните, почему человек с "нормальным" характером может быть удобен в коллективе, но почему именно люди с "акцентуированными" чертами чаще стремятся к успеху и могут считаться "двигателями прогресса".
Человек с "нормальным" характером удобен в коллективе, так как он предсказуем, спокоен, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами и не будоражит социальную среду. У него незначительное психическое напряжение и, соответственно, малая потребность в его компенсации. Люди с "акцентуированными" чертами, напротив, имеют более яркий характер и выраженное напряжение, которое они стремятся компенсировать. Это стремление к компенсации своих особенностей часто толкает их к поиску успеха, к более активной деятельности, что и может делать их "двигателями прогресса", так как они "не успокаиваются".
Задание 15.
В материале говорится, что к 3-4 годам у ребенка формируется множество "запомнившихся, записанных в структуре коры головного мозга механизмов действия". Как вы думаете, насколько эти ранние "программы" поведения являются гибкими и могут ли они изменяться в более взрослом возрасте? Аргументируйте свой ответ.
Хотя эти ранние "программы" являются достаточно устойчивыми и формируют основу характера, они не являются абсолютно ригидными. В более взрослом возрасте они могут изменяться, хотя это требует значительных усилий и осознанности. Изменение возможно под влиянием жизненного опыта, целенаправленной работы над собой (например, в психотерапии), изменения жизненных обстоятельств, требующих новых моделей поведения. Однако, чем старше человек, тем труднее менять устоявшиеся стереотипы, так как они глубоко укоренились и их изменение связано с выходом из зоны комфорта и потенциальными "потерями" привычного способа достижения целей.
Задание 16.
Рассмотрите утверждение: "Акцентуанты движут цивилизацию и прогресс". Согласны ли вы с ним? Приведите аргументы "за" и "против", опираясь на описание акцентуированных личностей.
- Аргументы "за": Акцентуированные личности обладают более яркими, выраженными чертами характера и, как следствие, могут иметь более сильную мотивацию к компенсации своих особенностей или внутреннего напряжения. Это может толкать их на нестандартные решения, поиск нового, преодоление трудностей, что действительно может способствовать прогрессу и движению цивилизации вперед. Их "неуспокоенность" может быть источником инноваций.

- Аргументы "против": Яркость характера акцентуантов не всегда направлена конструктивно. Некоторые акцентуации могут приводить к трудностям в социальной адаптации, конфликтам, ригидности мышления. Если акцентуированная черта не находит адекватного применения или компенсации, она может стать дезадаптирующей. Прогресс зависит также от людей с "нормальным" характером, обеспечивающих стабильность и реализацию идей.
Задание 17.
Почему, с точки зрения эффективного взаимодействия, важно стремиться понимать и принимать других людей такими, какие они есть, даже если их характеры сильно отличаются от нашего или кажутся "неудобными"?
Стремление понимать и принимать других людей важно, потому что это снижает вероятность конфликтов и недопонимания. Каждый человек формируется под влиянием уникального набора факторов, и его характер – это его способ адаптации к миру. Понимание мотивов и особенностей поведения другого человека, даже если они "неудобны", позволяет выстраивать более конструктивные отношения, находить способы сотрудничества или, как минимум, избегать ненужного противостояния. Это помогает также предвидеть реакции человека и выбирать оптимальные стратегии взаимодействия, особенно в рабочих или личных ситуациях, где взаимодействие необходимо.
Задание 18.
В материале упоминается, что при диагностике пограничного состояния работодателю могут порекомендовать воздержаться от отбора такого человека на вакансию, "пока он не приведет себя в порядок". Насколько этична такая рекомендация, и какие могут быть альтернативные подходы со стороны работодателя?
Этический аспект: Рекомендация может быть этичной с точки зрения защиты интересов компании (избежание рисков, связанных с нестабильностью сотрудника, конфликтностью, снижением производительности) и, возможно, самого кандидата (работа может усугубить его состояние). Однако она также может рассматриваться как дискриминационная, если не учитываются возможности поддержки и адаптации.

Альтернативные подходы:
Оценка конкретных рисков для должности: Не всякое пограничное состояние делает человека непригодным для любой работы. Важно оценить, насколько его особенности критичны для конкретных задач.
Предложение поддержки: Если кандидат ценен, компания может рассмотреть возможность предоставления ему поддержки (например, гибкий график, направление к специалисту, создание более спокойной рабочей обстановки) при условии его готовности работать над своим состоянием.
Испытательный срок с четкими критериями: Дать шанс с условием мониторинга состояния и поведения, с возможностью коррекции или прекращения сотрудничества при необходимости.
Подбор подходящей роли: Возможно, для человека с такими особенностями найдется роль, где его качества будут менее критичны или даже полезны, при условии адекватного управления.
Задание 19.
Как идея о том, что характер формируется через повторяющееся успешное удовлетворение потребностей определенным способом, может быть использована в воспитании детей для формирования желаемых качеств? Приведите пример.
Идея о формировании характера через подкрепление успешных способов удовлетворения потребностей является ключевой для воспитания. Чтобы сформировать желаемые качества, взрослые могут:

Создавать ситуации, где ребенок может проявить желаемое поведение для удовлетворения своей потребности.
Поддерживать и положительно подкреплять именно те способы действия, которые считаются конструктивными.
Не подкреплять или мягко корректировать нежелательные способы.

Пример: Если родители хотят воспитать в ребенке настойчивость и умение решать проблемы самостоятельно (вместо того чтобы сразу сдаваться или требовать), они могут:
- Когда ребенок сталкивается с трудностью (например, не может собрать сложный конструктор), не спешить делать все за него.
- Поощрять его попытки, хвалить за усилия ("Ты так стараешься, молодец! Попробуй еще вот так").
- Если он просит помощи, сначала предложить подумать вместе, задать наводящие вопросы, а не давать готовое решение.
- Когда ребенок сам находит решение, даже маленькое, активно это отметить и похвалить ("Смотри, ты сам догадался! У тебя получилось!").

Таким образом, ребенок запоминает, что настойчивость и самостоятельный поиск решения приводят к успеху и одобрению, и этот способ поведения закрепляется.